23 июня 2017 г.

"Эффект Александра Итыгилова" (К 70-летию знаменитого оператора и режиссера)

06 августа 2014 г.

В кинематографических кругах имя Александра Итыгилова хорошо знают и помнят. Его уважают за огромный талант, ведь не даром существует профессиональный термин "эффект Итыгилова", и это является лишним доказательством этого признания. Знаменитые сейчас артисты, такие   как Лев Борисов, Сергей Никоненко, Борислав Брондуков, Виктор Авилов, одни из первых своих ролей в кино, сыграли в фильмах, которые снял наш земляк, как режиссер. Да и Алла Демидова и Владимир Конкин, во многом своим успехом обязаны ему, ведь в их первых фильмах Итыгилов работал, как оператор.

       Широкую известность Александр Итыгилов приобрел после выхода в 1973 году, на телеэкраны фильма "Как закалялась сталь". Этот фильм смотрела вся страна и он имел огромный успех. Уже тогда о молодом операторе писали:

- Он (Александр Итыгилов - прим. авт.) показал зрелое мастерство, тонкое чувство красоты, способность добиваться ее строгими и скупыми средствами... Для убедительного воплощения принципа экранизации огромную роль играет также мастерство и талант оператора. Думается, что после фильма "Как закалялась сталь" молодого оператора Итыгилова мы можем по праву причислить к ярким мастерам операторского искусства ("Известия", 1974 год).

- "Внешние" приемы, если они подлинно художественны, всегда помогают раскрытию внутреннего, глубинного мира. Именно таково операторское воплощение картины. ("Советская культура", 1974г.)

- Фильм чист, словно омыт ключевой водой; снят камерой оператора Александра Итыгилова просто-таки безукоризненно. Но все рецензенты обращают внимание на его блестящее мастерство именно потому, что оно воспринимается по закону незаметности чистого, прекрасного воздуха... ("Литературная Украина").

 

"Как закалялась сталь" Итыгилова

 

В 1967 году Александр Итыгилов закончил операторский факультет ВГИКа, в мастерской профессора Гальперина. Тогда он уже был

женат. Его избранницей стала знаменитая сейчас артистка Ольга

Матешко, которая училась курсом младше своего мужа, на актерском факультете. После окончания Ольгой ВГИКА, молодая семья переезжает в Киев, на родину Ольги, на работу на киностудии Довженко. Родители невесты были обескуражены выбором дочери и долго не могли с ним смириться. Родители Саши тоже, в принципе, были не в восторге, но смирились быстрее – уж очень далек был сын от их родительского гнева. Свадьбу сыграли в трех городах: Москве, Киеве и Улан-Удэ. В 1973 году Ольга сыграла роль капитана авиации Зои Молчановой в фильме "В бой идут одни старики" Леонида Быкова и стала известной на всю страну. В 1975 году в семье Итыгиловых родился маленький Саша. Старшего Итыгилова к тому времени знает вся Украина и вся страна. В 1972 году он снимает свой первый фильм "Иду к тебе" о судьбе украинской поэтессы Леси Украинки. Главную роль исполнила Алла Демидова. "Иду к тебе" были притчей во языцех на студии, наверно, примерно так же, как наши "Черные всадники". Начинал фильм один режиссер - отказался, переснимал второй - не вышло. Менялись операторы, актеры, администраторы. Наконец, взялся режиссер Николай Мащенко. Он пригласил для съемок молодого оператора Итыгилова, вполне возможно потому, что другие операторы отказались. Итыгилов снял на остатках кинопленки фильм, в который не верил никто.

           Тогда стал четко прослеживаться фирменный стиль оператора Итыгилова - практически весь фильм сделан на крупных планах. Итыгилов "позволил" неизвестной тогда актрисе Алле Демидовой очень ярко показать свой талант. Кинокритик Валентина Иванова писала потом: "Это непостижимо - как человек иной национальности смог проникнуться духом совсем другого народа. Он сумел снять миг сотворения поэзии в душе человека!"

Фильм был снят за два месяца и принес Александру признание и широкую известность.

- "Иду к тебе" - моя первая оригинальная работа, - вспоминал сам Итыгилов, - И вот съемки позади, я открепляюсь от фильма, получив

даже несколько лестных комплиментов от профессионалов, теоретиков, и на следующий день прикрепляюсь к ленте "Как закалялась сталь".

В 1974 году, после получения премии Ленинского комсомола, наш земляк дал большое интервью киевским журналистам. По-моему, есть смысл привести из него некоторые выдержки.

" - "Как закалялась сталь" - мой первый цветной фильм, - говорит

Александр Итыгилов.

- И сразу - сверхзадача?

- Режиссер поставил важную задачу: увидеть Павку глазами современника... Меня привлекает стремление к укрупненному показу человека, что дает возможность всесторонне исследовать мысли, психологию, внутренний мир. В операторском искусстве меня интересует прежде всего портрет героя. Через портрет, лицо я выражаю идею фильма, свое отношение к действительности.

- Как разрабатывалась драматургия цвета?

- Шли от доминирующего - красного. Но очень важно было найти его в экспрессии, в развитии, в движении. Красная атака - она обобщенно, сконцентрировано выразила идею фильма. Другие цвета - это черный, трагизм невозвратимых потерь, и золотой - цвет человеческих лиц. Очень помогло серьезное изучение живописи. Делал маленькие эксперименты, например, мне было интересно органически ввести, "впечатать" в черно-белый кадр картину Ван-Гога. Наверное, покажется старомодным, но я пристально изучал Рембрандта. Отсюда идет то, что не видно границ перехода, резких скачков между цветом и тенью. Удалось операторски применить живописный прием...

Применена и цветная соляризация - алый свет заливает конницу как бы в негативном изображении. Очень помог опытный мастер Николай Васильевич Шабаев, оператор комбинированных съемок. Для каждой серии найден основной цвет, свое построение кадров, свой ритм движения кинокамеры.

- На чем сосредоточиваетесь за камерой?

- Главное - это лицо актера. Внимание к актеру. Я влюбляю себя в лицо того, кто перед объективом. Досконально изучаю каждую черточку. Пытаюсь раскрыть психологию персонажа.

- Коллеги говорят о вашей дотошности.

- Да, это есть. Добиваюсь плавности хода камеры, чтобы не было видно теней, мотания камеры туда-сюда. И еще: пусть непогода, пусть размагнитились актеры, но не уйду с площадки, пока не сниму хоть один полезный метр. Без этого нельзя мечтать о том, чтобы кадр стал произведением искусства.

 

От фотокружка до ВГИКА

 

       Родился Александр Итыгилов в 1944 году, в селе Петропавловка Джидинского района. Как вспоминал режиссер Арья Дашиев, отец Саши был направлен в его родное село Харлун Бичурского района, председателем колхоза. С детских лет Саша объезжал вместе с отцом чабанские отары, животноводческие фермы.

-          В детстве было кое-что близкое моей нынешней работе, - говорил Александр Итыгилов, - Обостренное зрительское восприятие. Я не помню событий, я помню картины детства. Вот ночь. Мы едем по степи. Всадники объезжают по чуть белеющей дорожке полуразрушенную крепость. Огни, песни. Это народный праздник. Мы засыпаем в степи. Но вот светлеет небо, я открываю глаза и выхватываю из темноты белую тропку, которая змеится над самым обрывом, потом высекаются в дымке суровые зубцы крепости, и вдруг утренняя заря высвечивает над обрывом бесконечную долину, полную покоя и теплоты. И я чувствовал тогда и чувствую сейчас, что это было прекрасно…Такую же радость рождения чуда я испытал позже, когда из белизны фотобумаги вдруг стали появляться контуры зданий… Это было в школьном фотокружке.

   Фотографией Саша начал заниматься в Доме пионеров г. Улан-Удэ, куда семья переехала из Харлуна. Его первый мастер Александр Пономарев дал ему пленку и сказал:

- Снимай здания, человека снять очень трудно.

Только через много лет, ученик понял смысл слов своего учителя. Вместе со своим закадычным другом Леонидом Пшеничниковым, они занимаются фотоделом самозабвенно и с большим увлечением. «Оперный театр», «Птичница», «Утро», «Бросок», «Берег Байкала» - типичные названия первых фотографий будущего режиссера и оператора. Фотоальбомы, которые он составлял тогда, могут многое рассказать о нем: фотографии просты, но точно передают дух времени, они аккуратно подклеены и подписаны. Можно узнать, когда и где они сделаны, на какой пленке и каким фотоаппаратом. Аккуратность и исполнительность, качества необходимые хорошему фотографу и оператору (другим они, конечно, тоже не повредят). После окончания школы, вместе с Леонидом Пшеничниковым, они едут в Москву, поступать во ВСГИК.

-          После приезда в Москву, они сразу пришли ко мне, - делился воспоминаниями режиссер Арья Дашиев, - тогда я снимал комнату недалеко от института. Они показали мне свои фотографии и я сразу понял, что эти ребята очень талантливы. Фотографии были очень профессионально построены по композиции, хорошо подобраны. Я подумал, что их должны принять. Как я и ожидал, фотографии очень понравились приемной комиссии, но они сказали, что не могут взять на курс двух студентов из одного небольшого города. Напомню, что тогда во ВГИК стремилась вся страна и там был огромный конкурс. Леониду предложили приехать на следующий год, но он, по каким-то причинам, не приехал. Он стал большим фотомастером, делал большие фотоальбомы, оформлял книги.

     Перед вступительными экзаменами, абитуриенты проходили медкомиссию. Юный Саша боялся только одного врача – окулиста. У него была одна болезнь, которую он старался скрывать – астигматизм. Проще говоря, один глаз у него видел хуже второго. От страха не пройти медкомиссию, Итыгилов наизусть выучил таблицу, буквы из которой нам предлагает прочесть окулист и врач болезни не обнаружил. В августе 1962 года Александр Итыгилов был зачислен во ВГИК.

                              Коллеги об Итыгилове  

Я стал разыскивать телефоны знаменитых артистов, которые знали Александра Итыгилова и связывался с ними по телефону. Всех их я просил поделиться своими впечатлениями о нашем земляке.

Алла Демидова. – О, это было слишком давно. Осталось очень хорошее впечатление о нем, о его семье. Он был исполнительным и очень профессиональным. Он делал свою работу очень хорошо, давал артистам и режиссеру возможность выразить себя. При этом был сам не сильно заметен.

Владимир Конкин - Саша остался в моей памяти навсегда, это был мой первый оператор. Разве можно об этом забыть? Мы работали на этом фильме с огромным творческим подъемом. И счастье, что фильм "Как закалялась сталь" принесла нам огромный зрительский успех. И она тогда по праву вошла в золотой фонд советской кинематографии.

                                                           Алексей Идыгов

     В статье использованы материлы из книги «Вся жизнь –атака» (Изд-во «МИСТЕЦВО» Киев, 1974 г.

 



 





Комментарии


Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Мастер высшего класса по маникюру, педикюру - 67-09-21 Изготовление портретных кукол на заказ 670-921 - Виктория Сдаю гараж по ул.8 Марта на Шишковке тел.:44-73-07 Ремонт компьютеров, ноутбуков, установка программ тел.:611-207,40-18-15 Хочешь бросить пить? Попробуй с нами. Наша помощь бесплатна. Содружество Анонимных Алкоголиков 40-86-36, 8902535-86-36 Все объявления