24 сентября 2017 г.

Жизнь и смерть Гомбо Цыдынжапова - человека, чье имя носит Театр Оперы и балета

18 сентября 2014 г.

К открытию 75-го театрального сезона
                   

          Бурятский Государственный Театр Оперы и балета носит имя Гомбо Цыдынжапова. Его имя было хорошо известно в Бурятии в 50-70-е годы, но сейчас немногие помнят и знают, кем был этот человек и что он сделал для искусства республики. Этот рассказ о человеке, который по праву упоминается одним из  первых  в ряду создателей бурятского национального искусства.  


                                            Детство и юность


       Родился Гомбо Цыдынжапов  в  мае 1905  года,  в  улусе  Баргузинского района, в  семье  ламы.  Будучи ребенком, его  отдали  в  Анинский дацан,  на обучение.  Хувараком маленький Гомбо   пробыл   семь    лет.    Учить    тибетский    и старомонгольский, знать  наизусть  многие тексты молитв,  было для мальчика невыносимым занятием и в 12  лет  сбегает  из  монастыря. Единственное, что  мальчик  выучился делать хорошо,  это играть на бишхуре. Все  время  пребывания  хувараком  он  не  расставался  с инструментом. Дома мальчика  ждало  огромное  потрясение - за время его отсутствия умерла  его  мать,  а  отец  сильно  ругал  его  за побег. Гомбо долго и горько плакал,  говорил,  что хочет учиться в
русской школе и носить "ород  хубсаhан"  -  русскую  одежду.  Отец сжалился над сыном и не заставил его вернуться в дацан.  Как раз в то время началась революция и кто знает,  как бы сложилась  судьба мальчика останься  он  учиться  в  дацане,  ведь  многие ламы того дацана были расстреляны.
      В 1925 году,  Гомбо взял у  отца  платье хуварака и  отправился  в  Верхнеудинск  - учиться.  Он поступил в Бурпедтехникум. Отец забил двух коров,  бычка, несколько баранов и кур, продал мясо  в  Баргузине и,  как мог,  помогал сыну.  По окончании техникума в 1929 году Цыдынжапов был назначен инструктором Дома творчества и часто ездил по районам   республики  и  по  всей  Восточной  Сибири  выискивая талантливую молодежь. В училище Гомбо играл на двухальтовой домре.
- Я играл и на двухрядной гармошке,  а также на скрипке, - вспоминал Цыдынжапов, - в русских селах молодежь до утра танцевала  под  мою двухрядку, а в бурятских водили ехор.  В одной из таких поездок он встретил свою будущую жену - Раису.


                                      Режиссер, основатель театра, педагог.


        В  1931  году  Цыдынжапов  был  принят  на режиссерско-педагогический факультет    Государственного института Театра   имени   Станиславского в Москве,   в   группу  известных педагогов мхатовской школы  И.Судакова  и  М.Раевского.  Во  время практики в   1933   году   Цыдынжапов   осуществляет  свою  первую постановку -  пьесу  "Из  искры  -  пламя"  Хоца  Намсараева.   По окончании института Цыдынжапов ставит еще несколько пьес,  впервые прикасаясь и к классике ("Тартюф" Мольера  и  "Отелло"  Шекспира).
        Молодой режиссер  с  большим увлечением,  самоотдачей работает над созданием сценического  танца  бурят  и   подготавливает   большую хореографическую программу,  которая имела огромный успех. Это был первый выход бурятского народного  танца  на  большую  театральную сцену и первый шаг к рождению национального балета.
    В начале  лета 1938 года Цыдынжапов осуществил первую постановку музыкальной драмы "Баир",  написанную им  в  содружестве  с  поэтом Дашинимаевым и  поэтом  Шадаевым.  Пьеса  была  с огромным успехом показана на 1 декаде искусства Бурятии  в  Москве,  в  1940  году. К постановке танца мистерии Цам в спектакле Цыдынжапов привлек  молодого Игоря Моисеева. Эта постановка была одной  из  важных  вех  в  создании  в  республике музыкального театра.  По  итогам  декады музыкально-драматическому театру Бурятии был вручен орден  Ленина,  и  такой  же  орден  был вручен лично   Гомбо  Цыдынжапову, которому также было  присвоено  звание  народного артиста СССР.


                                                       Оперный театр


        В 1939 году Цыдынжапов взялся за исполнение своей давней мечты - построить театр.   По   его   личной   инициативе   и   по  заказу правительства республики,  архитекторы А.Н.  Федоров  и  И.Г.Буров взялись за  проектирование здания.  Сначала они изготовили макет и
выставили его для показа и обсуждения (сейчас макет хранится в  музее театра), и   после  обсуждения  начались  предварительные  работы. Большую полемику  вызвал  выбор  места   под   строительство.   По настоянию Цыдынжапова,  решили,  что  театр  должен быть в центре, лучше на площади Советов.  Жилой дом,  который находился на месте, где сейчас стоит театр,  перенесли к Удинскому мосту.  Но,  только приступили к строительству, как началась война.


         Возобновилось строительство в 1946 году,  после долгих  хождений Цыдынжапова по    коридорам    Кремля.   Например,   с   тогдашним заместителем Председателя Совета  Министров  СССР  Ворошиловым  он встречался по этому вопросу пять раз. Будучи в то время заместителем   Председателя   Совета   Министров БурАССР, он  оказывал строительству посильную  помощь.  Работы  велись  в  сжатые  сроки силами лучших  местных  мастеров  и японских военнопленных,  самой современной техникой  того  времени.  Это  строительство  обошлось государству в  5  миллионов  рублей.  И  это несмотря на трудности послевоенного времени. Одних  проводов  вмонтировано  в  полы  и стены здания 28 тысяч метров. 55 тысяч яиц потребовалось для росписи  стен и потолка  театра, когда художники  использовали  многовековую традицию росписи стен в церквях.  Для этого на  фабрике  Бабаева  в  Москве нанимали работниц, чтобы они вручную отделяли нужный белок от желтка. Декоративный занавес делали в  Москве  на фабрике художественных знамен,  бронзовые украшения - люстры, бра, фигурные решетки - в Улан-Удэ.  Для этих  и  многих-многих  других работ Цыдынжапов  находил  людей-умельцев  и договаривался с ними. Например, скульптурную группу всадников на фронтоне,  после долгих  мытарств, отлили  в небольшой промартели им.  Кирова (завод им.  Кирова). В 1952 году строительство театра было завершено.  Очень многие люди, и по сей день,  называют помещение театра уникальным произведением искусства. Тогда же, в 1952 году, среди деятелей искусств,  родилась шутка:  "Театр готов,  теперь к нему нужно построить город".


                                        Разделение по живому


        В 1949  году  Бурятский  музыкально-драматический   театр,   где главным режиссером был Цыдынжапов, разделился на Оперный  театр  и  драматический  театр.  Драматической  труппе артистов было   объявлено,   что    они    вольются    в    состав Республиканского колхозно-совхозного театра, который тогда не имел ни материальной базы, ни помещения, ни финансового обеспечения. Из театра вынуждены  были  уйти  замечательные мастера - Н.Гендунова, М.Степанова, Ж.Пагбаин, Ч.Генинов, В.Халматов и другие. Разделение театра чуть   было   не   привело   к   уничтожению  национального драматического театра.  Многие  из   вышеперечисленных   деятелей, брошенные тогда на произвол судьбы,  не могли простить Цыдынжапову этого разделения до  конца  своих дней.  Сейчас трудно представить всего накала той ситуации - там были и собрания,  и жалобы,  и слезы,  и обвинения, и  увещевания,  но  главный   режиссер   обошелся   без сантиментов и разрезал почти по живому.
       Этот, мягко говоря, некрасивый поступок Цыдынжапова, можно объяснить  достаточно просто  -  достаточно вспомнить какая тогда была эпоха.  В стране в самом разгаре был "культ  личности", еще продолжались доносы и аресты и у Цыдынжапова легко могли спросить:  "На что были потрачены огромные народные  деньги?".  Невнятный  ответ, угрожал Цыдынжапову самыми печальными последствиями. Чтобы отчитаться за средства, которые он с таким упорством выбивал, главному режиссеру  нужно было срочно поднимать национальный балет и оперу,  то есть те жанры,  которые и дали название  новому театру. В  тот момент  драматическая  труппа  воспринималась, как ненужный балласт. В  короткие  сроки  были  поставлены  и  показаны  шедевры оперной классики - "Евгений Онегин",  "Русалка",  "Фауст" и первые балетные спектакли    -   "Бахчисарайский   фонтан"   и   "Тщетная предосторожность". Были предприняты энергичные меры по  подготовке кадров национальных   певцов   и   артистов   балета.  И  можно  с уверенностью сказать,  что не будь Цыдынжапова не было  бы  у  нас такого Оперного театра и многие звезды оперы и балета, которыми мы сейчас гордимся, занимались бы в этой жизни чем-то другим.
        По его инициативе на учебу в  консерватории и училища Москвы и Ленинграда,  поехали    Л.Линховоин,   В.Манкетов, Г.Синюшкин, Д.Кыштымова, П.Абашеев и многие-многие другие известные в Бурятии певцы, танцоры и музыканты. А драматический театр Бурятии,  решением  Правительства  Бурятии, возродился практически  с нуля в 1950 году,  на базе ДК им.Серова. Но, это, как говорится, совсем другая история.


                                           Вся жизнь - театр


       В 50-е годы,  как режиссер,  Цыдынжапов осуществляет  ряд  оперных постановок, среди них:  "На Байкале" Л.Книппера, "У подножья Саян" С.Ряузова, "В  бурю"  Т.Хренникова,  "Иван  Сусанин"  И.Глинки   и другие. Как   художественный   руководитель,  он  провел  огромную организаторскую работу по подготовке театра к  творческому  отчету на второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве (1959).
        Активно привлекал к работе в театре и выдающихся деятеле культуры, режиссеров Канина и Туманова, композитора М. Фролова и Л.Книппера, дирижера М.Бухбиндера и других.  Также Цыдынжапов является и одним из основателей хореографического училища. Вообще, изучая биографию жизни этого человека,  можно только удивляться, как много он успел сделать. Это тот случай,  когда о человеке очень трудно рассказать коротко. Он  был  и  режиссером,  и  драматургом,  и  общественным деятелем, и строителем, и писателем, и артистом, и музыкантом. А в свободное время любил заниматься  охотой  и  кулинарией.  Он  даже написал книгу  "Бурятская  кухня",  которая выдержала три издания. Люди, которые   знали   Цыдынжапова   поражались   его    энергии, темпераменту, настойчивости,  трудо и жизнелюбию.  Глубокое знание своих национальных  корней,  знание  традиций,  обычаев,  песен  и танцев своего народа помогло ему в его работе.


                                                        Работа в кино
        Многое сделал Цыдынжапов и в кинематографе.  Он выступил,  как один  из  авторов сценария кинофильма "Золотой дом" (соавторы Д.Батожабай,  В.Ежов),поставленного на Мосфильме в 1959 году.  В этой ленте он участвует и как актер в сценах богослужения в дацане.  Снимался Цыдынжапов и в фильмах "Случай в тайге",  "Кочующий фронт", "Последний угон". В этих фильмах он сыграл небольшие,  но запоминающиеся роли.  Снялся Цыдынжапов также в фильме "Хозяин Красных гор" Челябинской  студии телевидения, где  сыграл роль охотника Ильяшева.  Сам Цыдынжапов с удовольствием вспоминал  работу  в  этом  фильме.


                                                          Занавес 

                                             
       По свидетельству  народного художника Бурятии Шестаковой,  жизнь Цыдынжапова завершилась как-то очень  грустно.  Внимания  к  нему в конце 70-х годов уже никто не проявлял. Умер Гомбо Цыдынжапов в середине апреля 1980 года,  не дожив  до своего 75-летия 20 дней.
Вот, что говорили о Цыдынжапове наши прославленные солисты балета, памятник, которым стоит теперь с левой стороны театра.


Лариса Сахьянова:
- Я  считаю,  что Бурятии повезло в том,  что у истоков зарождения профессионального искусства стоял  человек  такого  масштаба,  как Г.Ц. Цыдынжапов.   Велик   его   вклад   в   развитие   бурятского национального искусства.  И хотелось бы,  чтобы  потомки  знали  и
помнили его.
Петр Абашеев:
- В моей жизни было много замечательных людей,  которым я  обязан, но самым замечательным из них был Г.Ц.Цыдынжапов. Без его влияния, возможно, совсем иначе сложилась бы моя актерская судьба.

                                                             





Комментарии


Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Мастер высшего класса по маникюру, педикюру - 67-09-21 Изготовление портретных кукол на заказ 670-921 - Виктория Сдаю гараж по ул.8 Марта на Шишковке тел.:44-73-07 Ремонт компьютеров, ноутбуков, установка программ тел.:611-207,40-18-15 Хочешь бросить пить? Попробуй с нами. Наша помощь бесплатна. Содружество Анонимных Алкоголиков 40-86-36, 8902535-86-36 Все объявления