6 августа исполняется 70 лет со дня рождения Александра Итыгилова

Шартрский собор Александра Итыгилова


     В прошлом номере «Эпикура»   мы рассказали о работе Александра Итыгилова, как оператора. Теперь речь пойдет о его работе режиссером кино. Но для начала немного сведений, которые не вошли в прошлую статью.  
       Как оператор Итыгилов после фильмов «Иду к тебе» и «Как закалялась сталь» снял еще два фильма: «Театр неизвестного актера» (реж. Николай Рашеев) и «Каштанка» (реж. Роман Балаян). И Рашеев, и Балаян были уже известными режиссерами. Первый в 1971 году снял «Бумбараш», а второй – фильм «Эффект Ромашкина». Сам Балаян признавался потом, что считает «Каштанку» своим лучшим фильмом, его дочь Карина призналась недавно, что в детстве очень любила этот фильм. «Я сопереживала героям, плакала-рыдала», — вспоминает она. Главные роли в фильме сыграли Олег Табаков и Лев Дуров.
                              

                             Работа режиссером


        Александр  Итыгилов снял 7 фильмов, как режиссер-постановщик, т.е., как главный человек на съемочной площадке.  Понятно,  что каждый этот фильм достоин отдельного разговора,  тем более, что в   этих  фильмах  снимались  знаменитые  сейчас артисты.
         Все началось с того, что в 1976 году Александр Итыгилов поступает на высшие режиссерские курсы в  Москве в мастерскую Глеба Панфилова и в 1978 году их заканчивает.  В том же году он начинает свою первую режиссерскую работу над фильмом «Встреча», который он снимает по мотивам произведений Валентина Распутина. Итыгилов искренне восхищался Распутиным. «Это наш сибирский Чехов,» — часто говорил он.
На  съемки  он  приглашает молодую актрису   Нину  Русланову,  Станислава  Любшина  и  Сергея Никоненко.
«Встреча», 1979 год. 80 мин., художественный фильм
В ролях: Нина Русланова, Станислав Любшин, Сергей Никоненко
Сценарий: Глеба Панфилова по   мотивам  произведений  Валентина
Распутина.
Производство: ЭМТО (МОСФИЛЬМ), к/ст им. А.Довженко
…Двое уже  немолодых людей,  когда-то любивших друг
друга, после    многолетней    разлуки    неожиданно
встречаются вновь…
          Фильм был отмечен премиями целого ряда международных фестивалей, а на международном кинофестивале короткометражных фильмов в Лилле (Франция) получил Гран-при. Сразу после фильма об Итыгилове стали говорить как о талантливом режиссере.
    «Свидание», 1982 год., 127 мин., художественный фильм
В ролях:  Ольга Матешко,  Александр Михайлов, Галина
Макарова, Пантелеймон   Крымов,   Сергей  Никоненко,
Наталья Сайко, Александр Александров, Елена Зубович,
Евгений Александров,   Ольга   Калмыкова,   Владимир
Селивохин, Наталья Сумская,  Петр  Матешко,  Евгений
Буренков
Сценарий: Леонид Зорин
Производство: К/ст им. А.Довженко
…В качестве   почетной   гостьи   Клавдия  Алексеевна
приезжает на открытие филиала института культуры. Ей
предстоит на  родине  повидать  мать,  бывшего мужа,
учителей, забытых друзей и подруг…
Через три года Итыгилов снимает фильм «Свидание», где главную роль исполняет его супруга Ольга Матешко.
«Продается медвежья шкура», 1983 год.
В ролях: Стасис Петронайтис, Михаил Жигжитов, Бронислав Брондуков, Ольга Матешко, Андрей Пономарев.
Фильм по произведениям Валентина Распутина.
   Охотник Василь убивает медведицу. Оставшийся в живых медведь, кидается на охотника и получает ранение. И теперь рассвирепевший и израненный зверь преследует человека…
    Следующий фильм Александра Итыгилова особенно ценен для Бурятии. Во-первых, съемки этого фильма велись у  нас  в республике,  на  Омулевке  и  в
Батурино. Во-вторых, роль  охотника  сыграл  писатель Михаил Жигжитов,  автор
известного романа-трилогии «Подлеморье». Жигжитов сам был охотником. Однажды,
он даже встречался один на один с медведем-шатуном, и подробно описал эту встречу в своем романе.
      Итыгилов дважды ездил в Иркутск для встреч с Распутиным. Знаменитый писатель был очень доволен первой экранизацией своих произведений Итыгиловым и дал согласие на продолжение совместной работы. На главную роль планировали взять Владимира Гостюхина, но тот в это время был занят на другом фильме. К сожалению, из фильма по каким-то причинам выпал начальный эпизод, в котором охотник продает на рынке медвежью шкуру. Уже потом перед его глазами проплывают драматические моменты того, как она добывалась.   

«Если можешь,  прости…»,  1984  год.,   80   мин.,
В ролях:  Сергей  Никоненко,  Любовь  Полищук,  Юрий
Кузьменков, Ольга Матешко,  Олег  Табаков,  Борислав
Брондуков,  Татьяна  Кравченко,  Вячеслав  Невинный,
Ирина Мурзаева, Александр Январев, Николай Малашенко
Сценарий: Виктор Мережко
Производство: К/ст им. А.Довженко
…8 лет Яков ждет возвращения жены Даши,  продолжая
ее  любить.  Когда  ему исполнился сорок один год,
заботливый председатель колхоза силой отправил Якова
в отпуск,  надеясь на то, что он приедет не один. Но
Яков не уехал, потому что встретив на вокзале Дашу с
новым мужем  и сыном,  узнал,  что они едут в тот же
санаторий.  Однако через некоторое время  в  поисках
сбежавшей с курорта жены, является к Якову муж Даши,
а вслед  за  ним  и  она  сама.  Яков  пытается   их
примирить,  но  в какой-то момент понимает,  что она
вернулась к  нему  навсегда…
 

       Вспоминает Виктор Мережко (на фото внизу рядом с Итыгиловым)
— Саша был потрясающим, блистательным оператором. Даже если бы он снял только «Как закалялась сталь», то он уже бы остался в истории кинематографа. Но он к тому же нашел в себе силы и возможности стать режиссером. Причем он сделал это так убедительно, что все забыли, что он был оператором. Это был невероятно добрый, веселый, отзывчивый человек, но когда нужно было отстаивать принципиальные вопросы, становился жестким и требовательным. У него было великолепное чувство юмора. Мы часто шутили, обыгрывая его фамилию: «И ты – Гилов, и я – Гилов, и он – Гилов» и показывали друг на друга. Он очень стеснялся, когда мы называли его: «Наш блистательный Итыгилов». Саша был скромным, почти стеснительным человеком. Когда мы знакомились с девушками, он стоял в стороне. Я звал его, но он мне говорил: «Это ты – бабник, сам и знакомься». Это был уникальный случай, когда человек был уважаем и любим коллегами. Среди людей моей профессии это случается редко. Я говорю так не потому, что он умер, а потому, что так действительно было. Когда он шел по коридорам «Мосфильма», все его приветствовали и его круглоликое лицо и азиатские глаза светились от счастья. В такие моменты он походил на солнце. Он очень любил свою семью, свою жену Олю и Сашу маленького, как он называл своего сына. В последние годы в Москве они часто останавливались у меня и Саша привозил мне украинские подарки. По моему сценарию он снял фильм «Если можешь, прости». Получилась очень хорошая, лирическая и нежная комедия. Кроме того, в этом фильме снялась моя дочь Маша, и благодаря Саше я теперь имею возможность лицезреть ее на большом экране. Позже Итыгилов снял «Смиренное кладбище» — блистательный, почти мистический фильм. Саша еще очень многое мог бы сделать, но судьба распорядилась по своему. К сожалению, я не был на его похоронах, так как в этот момент находился в Австрии. Это очень хорошо, что вы вспомнили о моем друге Александре Итыгилове и большое спасибо за звонок.  

«Обвиняется  свадьба», 1986 год.,
В ролях:  Таурас  Чижас,  Елена   Шилкина,   Алексей
Серебряков, Борис Галкин, Александр Адабашьян, Ольга
Матешко, Лев  Борисов,  Тарас   Денисенко,   Надежда
Смирнова,  Сергей Никоненко, Николай Гринько, Виктор
Павлов, Роман  Лавров,  Владимир  Ямненко,  Григорий
Гладий
Сценарий: Константин Ершов
Производство: К/ст им. А.Довженко
Свадьба, как   апофеоз   бессмысленности,   метафора
общества застойного   времени.   История   поколения
восьмидесятых с трагическим финалом.
                           Вспоминает Сергей Никоненко (на фото стоит слева)
   С Сашей мы были знакомы еще со времени учебы во ВГИКе, в период его бурного романа с Ольгой Матешко. Мы были очень хорошо знакомы, даже дружили. Он был великолепным оператором, а в первой же своей работе показал свою самобытность и самостоятельность как художник. Саша производил впечатление мягкого человека, но это был «твердый» режиссер, который мог настоять на своем, он знал и понимал, чего хочет и умел этого добиваться. Перед смертью я навещал его в больнице. Мой друг, бурят, академик, профессор, доктор наук, член всяческих академий Лев Лукич Хунданов, сейчас, к сожалению, тоже покойный, помогал устроить Александра в больницу им. Боткина. Я очень рад, что в Бурятии помнят и любят Александра Итыгилова. Он этого достоин. (информация полученная от Сергея Никоненко используется далее – прим. авт.)

«Смиренное кладбище», 1989 год., 68 мин., художественный фильм
В ролях:  Владимир Гостюхин, Лев Дуров, Лев Борисов,
Нина Русланова,  Ольга   Матешко,   Виктор   Авилов,
Алексей Серебряков,   Виталий   Шаповалов,  Всеволод
Шиловский,  Борис Галкин,  Николай  Пастухов,  Мария
Виноградова, Аркадий  Высоцкий,  Александр  Январев,
Алексей Зайцев
Сценарий: Сергей Каледин
Производство: К/ст им. А.Довженко
О фильме:
Воробей, взяв  себе «негра» (нелегального помощника)
— студента  Сергея,  готовит  могилу   скоропостижно
скончавшемуся   южанину.  Плачущих  родственников  у
покойного оказалось  очень  много.  И  все  в  голос
убеждают, что   хоронить  надо  непременно  здесь  и
сейчас.   Воробей,   получив    вознаграждение    за
понятливость и  особую  чуткость,  использует могилу
неизвестного ему декабриста,  которому именно  здесь
министерство  культуры  решило,  наконец,  поставить
памятник…

«Это мы,  господи!..  Ястребов», 1990 год., 83 мин.,
художественный фильм
В ролях: Владимир Ивашов, Алексей Шкатов, Лев Дуров,
Всеволод Шиловский,  Глеб Морозов,  Игорь Ромащенко,
Олег Масленников,  Юрий  Потапенко,  Михаил  Барныч,
Леонид    Бакштаев,    Валерий   Легин,   Константин
Шафоренко, А.Довгань, Сергей Подгорный
Сценарий: Валерий Залотуха
Производство: К/ст им. А.Довженко
…1941 год.  Оборона Москвы.  На  передовую  прибывает
отряд кремлевских курсантов, отборные ребята, еще не
«нюхавшие пороха».  Их ждут тяжелые —  физические  и
нравственные испытания…


  «Это мы, господи!…» стал последним фильмом Александра Итыгилова и причиной его скоропостижной смерти. Съемки велись на Украине, в 200 километрах от Чернобыля. В фильме было много взрывов и использовалось большое количество пиротехники. Вместе с простой пылью в воздух поднялось большое количество пыли радиоактивной, осевшей в земле после аварии на АЭС в 1986 году.

Почему участники съемочной группы не знали, какой опасности они подвергают свое здоровье и саму жизнь, остается только догадываться. У Александра  Итыгилова, как полагают врачи, стала быстро развиваться саркома легких. Его перевели в Москву, в Центральную клиническую больницу. Лучшие специалисты столицы не могли точно установить диагноз и для этого перевели больного в клиническую больницу им. Боткина. Через три дня после этого Александр  Итыгилов теряет сознание и умирает через неделю не приходя в сознание. Это произошло 25 июня 1990 года. Рядом с ним в это время были его жена Ольга Матешко, мать Ольги и сын Саша. Похоронить оператора и режиссера решают на его второй родине, в Киеве.


   На прощальной митинг на киевском вокзале собралось много народу, в том числе известных артистов. В Киеве его похоронили на Центральном (Байково) кладбище, в живописном месте, среди кленов, берез и вязов, неподалеку от могил Леонида Быкова и актера Ивана Николайчука. На надгробной плите было написано: «Александр Итыгилов, оператор и режиссер. 6.08.1944 – 25.06.1990».

Позже Ольга установила на могиле другой памятник. После его смерти Ольга уехала в Америку и долгое время жила в Нью-Йорке. В кино она больше не снималась. Александр Итыгилов-младший в настоящее время работает на киностудии им. Довженко. Интервью с ним, как мы надеемся, будет в ближайшем номере журнала «Эпикур»-Бурятия».
   Однажды в ответ на вопрос: «Главный принцип, которым вы руководствуетесь в своей работе?» — Александр Итыгилов ответил:
— Пожалуй,  я  отвечу притчей.  
У одного каменщика спросили:  
«Что делаешь?»
Он  ответил:
 «Кладу  кирпичи».  
«Что  ты  делаешь?»   — спросили второго.  
Он  ответил:  «Строю  Шартрский собор».  
Я – за второго.
                                                                                   

                                                                       Алексей Идыгов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *