«Плиточники» — кто они?

В I тыс. до н.э. Центральная Азия в этнокультурном плане разделилась на два региона. Центральную и восточную часть Центральной Азии  —  это степи Забайкалья, Монголии, в том числе Внутренней Монголии до Тибета и Манчжурии – заняли «плиточники». Свое название они получили от способа устройства могил. Традиция сооружения плиточных могил появилась около 1100 года, а заглохла на рубеже Ш-II вв. до н.э. с появлением империи хунну. 

Западную часть — это степи Алтая, Саян, Западной Монголии, Восточного Туркестана и Ганьсу – заняли ираноязычные кочевники.  Называя их так, следует оговориться. Одни из них – это афанасьевцы – потомки давних мигрантов из степей Вост. Европы (родичи дардов?), другие — андроновцы, третьи — саки Ср. Азии (туранцы). Последними пришли сарматы и массагеты. Вероятнее всего, это они принесли в степи Центр. Азии подбойные и катакомбные захоронения и странный обычай деформации головы, который в годы Великого переселения народов вернется с ними обратно в Ср. Азию и Европу. 

Плиточные могилы. Забайкалье. 

Их этническое происхождение не ясно, точнее спорно. Но вероятнее всего они предки тюркских народов, но не как не монгол. В генетическом плане носители гапло Q, N и R1b1b1, к которым позднее присоединились предки монгол, носители гапло C. На это указывают многочисленные заимствования тюркских слов в монгольском языке и схождения в обычаях. В тот период предки монгол занимали угол на юго-восточной окраине Центральной Азии, ибо не имели отношения к коренным народам этого региона. Они потомки приамурских рыболовов и охотников, и чтобы выжить в суровых условиях степи должны были воспринять обычаи кочевников. Впоследствии на юге, на границах с древнекитайскими царствами к плиточникам примкнули беглецы из Китая и мелкие разрозненные племена, реликты бореальной и древней ностратической общности.

Об антропологическом облике носителей культуры плиточных могил судить трудно, ибо их могилы ограблены. Он известен только по Забайкалью. В них обнаружены типичные монголоиды. У них скуластые, сильно уплощенные широкие и относительно невысокие лица, слабо выступающие носы и маленькие раскосые глаза. Они напоминают изображения варваров из погребения Ци Ши Хуанди. В общем, местный расовый тип, унаследованный от населения ранней бронзы.

Плиточник. Могильник Херексурин-Ури на р. Селенга. Реконструкция М. Герасимова

Этногенез тюрков по данным языка.

В самой древней части языка пратюркский обнаруживает родственные связи с приуральским и праиндоевропейским языками. Место действия Юж. Сибирь. Соседями пратюрков долгое время были тунгусо-манчжуры и угры (точнее самодийцы), что неудивительно, учитывая географию. В эпоху неолита, а может быть раньше, пратюрки сошлись с дравидами и легендарными шумерами. Они заимствовали от  них новации в сфере языка,  хозяйство производящего типа, а с ними некоторые  обычаи и верования, в том числе название верховного бога Тенгри. В новое время – это эпоха бронзы и раннего железа – предки тюрков мирно или немирно соседствовали с индоевропейцами. На авансцену истории их вывели легендарные гунны, по предположению одно из туранских племен, известное из Авесты, как хьяуна. Они консолидировали разрозненные племена Монголии в один этнос, нанесли поражение восточным сарматам и стали хозяевами почти всей Центральной Азии. Но подлинный расцвет случился в Ранее средневековье. Тюрки рода Ашина окончательно разделались с ираноязычными кочевниками и на ее обломках создали свою, гигантскую по масштабам империю. Эта империя вскоре пала, но тюркскому языку и обычаям  судьба даровала долгую жизнь.  

Дравиды. Где состоялась историческая встреча предков тюрков и продвинутых в культурном отношении дравидов достоверно неизвестно. Можно только догадываться. Вероятнее всего, на юге: где-то в Восточном Туркестане, провинции Ганьсу и Шэньси. По данным языка они заимствовали от них принцип агглютинации. Но кто они эти дравиды, и какую культуру можно связать с ними – сказать трудно. Восточный Туркестан в археологическом отношении «белое пятно». В том, что дарды там были, сомневаться не приходится. Осязаемые следы их присутствия можно найти на генетическом уровне. По таким маркерам, как субклады гаплогруппы L. 

Их носителей можно найти среди современного населения Алтая (телеуты), Восточного Туркестана (уйгуры и др.). За ее пределами – у буришей, калашей, пуштун, евреев-ашкенази, татар, узбеков и др. народов. По данным китайских генетиков таримские мумии скрывают в себе связи с населением Вост. Европы, Сибири, Передней Азии и Индии. Говоря о населении Индии китайские генетики, очевидно, подразумевали дравидов. Но последнее утверждение должно быть пересмотрено с учетом исторических реалий того времени. То есть со сдвигом во времени и пространстве. В древнее время носители гапло L жили в Передней Азии, которая и была их родиной. Полагают, что к ним имеет отношение культура Эль-Убейда (Ш тыс. до н.э.) и они предшествовали здесь шумерам (и семитам). Дравиды (или эламодравиды) были в числе тех народов, которые первыми освоили достижения неолитической революции, в частности ирригационное земледелие и ремесла. С ними связывают самые ранние слои земледельческих культур Анау (Зап. Туркменистан), а в Индии (где они объявились несколько позже) — происхождение  высокоразвитой, намного опередившей свое время протогородской культуры Мохеджо-Даро. В общем, они задали тот культурный, этнический и расовый фон, который надолго определил облик современной индоарийской цивилизации севера Индостана и оказал влияние на судьбы других цивилизаций.

Вероятнее всего, в этот древний период своей истории — это около VII тыс. до н.э. — какая-то часть мигрантов-дравидов на историческом пути движения на восток отклонилась от основного маршрута на север, и оказалась в Восточном Туркестане. Много позднее они были ассимилированы подошедшими с запада переднеазиатскими скотоводами, а затем индоевропейцами. 

Переселения не всегда бывают мирными и нередко завершаются кровавыми разборками. Одна из таких разборок случилась во второй половине II тыс. до н.э. с появлением «тохар». Вероятно, тогда дарды, буриши, самусьцы (истинные кеты) ушли с насиженных мест.  Дарды и буриши по горным тропам на юг, а самусцы предпочли иной маршрут и объявились в Верхней Оби.  

Примечание. Трассы миграционных потоков, по которым заселялся Индостан, кроме переднеазиатских и среднеазиатских маршрутов, включали и восточно-туркестанский. Последний шел через перевалы гималайских гор, самый известный их которых перевал Хунджераб («висячий мост» китайских информаторов). Он берет свое начало в Кашгаре и выводит в современный Сев. Пакистан.  Этот маршрут известен с давних времен. По нему исстари проходили тропы Великого шелкового пути, по этому же пути ушли в Индию саки Восточного Туркестана после их изгнания отступающими под натиском хунну юечжей (в начале. II в. до н.э). По этому пути следует современная трасса Каракорумского шоссе.

Очевидно, носители «арийских» R1a  и переднеазиатских J ген уходили не одни, а с ассимилированными родами L. Позднее в годы Великого переселения народов ушли с этих же мест в Индию саки, за ними следом юечжи (восточные сарматы), а еще через пятьсот лет – эфталиты. И все они объявились в Индии, но принесли с собой кроме родовых «арийских» ген переднеазиатские и восточно-туркестанские той стороны.

Не исключено, что носители гаплогрупп L-M20 и  L1c-M357 имеют отношение к дравидам Центральной Азии. Было бы интересно знать, какой облик могли принести с собой дарды в Восточный Туркестан? Уверенно ответить невозможно. Но по всем признакам «яфетический», т.е. средиземноморский с переднеазиатским строением носа, но в отличие от кавказцев относительно низколицый.  Изображения хусцев на китайских фарфоровых статуэтках передают этот тип. У них «крючковатые», т.е. с выпуклой спинкой («возвышенные») носы, глубокие глазницы. 

Кушаны (юечжи, они же истинные тохары). Ср. Азия. I вв. н.э. 

Переднеазиаты (кавказцы). Следы этих контактов, как археологические, так и лингвистические прошили толщу времен и дошли до нас в обычаях и языках. Одни из них легендарные шумеры. Их наследие заметно проявляется в тюркских языках, но о самих «шумерах» мало что известно. Три культуры (две археологические, одна гипотетическая «карасук» ) претендуют на эту роль.

Самая ранняя это китойская культура Прибайкалья (по одним данным 4300-5000 лет до н.э., по другим — на тысячу лет моложе). По антропологическим данным (Гохман, Дремов и др.) среди китойцев были люди, как монголоидного облика, так средиземноморского. Это широко- и высоколицые люди, внешне напоминающие протоморфных средиземноморцев. Их генетические следы, вероятнее всего, сохранились в эвенках. 

Мраморное объемное изображение бородатого человека. Китойская культура. Верхняя Ангара. Антрополог Гохман среди серии черепов монголоидного облика Фофановского могильника выделил несколько средиземноморских

Их переднеазиатское происхождение и нахождение едва ли на краю ойкумены не должно удивлять. Эпоха мезолита и неолита – это собственно время доминирования кавказцев. Культура Мадлен в Европе, на-дене языки в Америке. В этой географии Прибайкалье едва ли не центр мироздания. Но какой язык они могли принести с собой в Центральную Азию? Возможно, ответ на этот вопрос скрывает язык басков. Их происхождение загадочно. По последним данным генетики они родичи галлов. Переселились на Иберийский полуостров с территории Сев. Италии и Юго-Восточной Франции и, по-видимому, сменили там мужское население, но приняли через женщин язык и обычаи этого народа, кавказского по происхождению. Возможно, ими  были потомки культуры Мадлен, с которыми связывают знаменитые пещерные художественные галереи Испании и юга Франции.  

Из древних неолитических культур Южной Сибири к кавказским (переднеазиатская) тяготеет южносибирская тазминская культура со следами производящего хозяйства (Ш тыс. до н.э.) и так называемая, культура «карасук», выделенная по данным языка.

Памятников и следов тазминской культуры немного, но их образы явно месопотамские. В том, что они пришли со стороны степей Прикаспия, сомнений нет. Облик населения этой культуры неизвестен, но косвенно (об этом ниже) они средиземноморский. 

Слева. Мужчина эпохи неолита из Юж. Сибири. Минусинский край. В нем проглядывают, как европеоидные, так и монголоидные черты. Обращает внимание на себя удлиненный, как у кавказцев, овал лица, узкий нос, слабо выступающие вперед и вбок скулы. Справа для сравнения монголоид из Бурятии эпохи бронзы. Широкий нос, выдающиеся вперед и в бок скулы, монголоидный разрез глаз и заметно выступающий зубной отдел.

Языки буришей и кетов (енисейцев) имеют много общего между собой, нахо-дагестанскими, шумерским и баскским языками. Все они, очевидно, родом из Передней Азии (Кавказа). Для нас интересно то, что буриши сохранили средиземноморский, облик, который, очевидно, был общим для всех кавказских (переднеазиатских) народов Восточного Туркестана. Что касается современных кетов, они, однозначно аборигены Южной Сибири, но заимствовали и сохранили язык и обычаи пришлых переднеазиатских скотоводов, следы которых затерялись в истории.

Слева объемные изображения самусьцев (истинных кетов) с Верхней Оби (середина II тыс. до н.э.) В них отчетливо проглядывают средиземноморские черты. Справа – один из представителей современных кетов. У них по воле случая время от времени в роду появляются люди средиземноморского облика. У этого человека не типичный  современных кетов облик: удлиненный овал лица, южного типа нос.

Вероятно, в прошлом переднеазиатские племена лидировали, как в Европе, так и Азии, где от них остались дольмены, но их господство было подорвано индоевропейцами, которые заимствовали многие из их достижений. В том числе и облик. Очевидно, от женщин. С утратой самостоятельности потеряли этническое своеобразие и вошли в состав иранских народов и приняли участие в великом переселении народов. Племена, оставшиеся в Ср. Азии в средневековье сошлись с тюрками и приняли участие в их завоевательных походах. По данным генетики к ним имеют отношение правящие роды турков-осман и Тимуриды. И те и другие из Ср. Азии. 

Индоевропейцы. Во втором тысячелетии доминирование в степях запада Евразии перешло индоевропейцам. Самые ранние их следу уходят в Юж. Сибирь (афанасьевская культура). Во втором тысячелетии они объявились в Вост. Туркестане и на границах Китая. В середине 2-го тыс. до н.э. доминирование  в степях Центр. Азии перешло к карасукцам. Их происхождение загадочно. По одним данным они носители тохарского языка, но усвоили язык и технологии гипотетической культуры «карасук», переднеазиатской по происхождению. По другим (что менее вероятно)  – они потомки переднеазиатских скотоводов. Влияние тохар в свое время было огромным. Они занесли к предкам тюрков технологии тонкостенного литья, культурные термины, а также абсолютивы на –une, которые повторяются также в языке тибетцев.

Но наибольшее влияние на пратюрков оказали иранцы. Они объявились в степях бассейна Тарима в конце 1000 года до н.э., отсюда проникли в степи Алтая-Саян, Монголии и севера Китайской равнины. С собой они принесли всадничество, культ войны и милитаризованную идеологию воинов. Одни из них племя хьяуна, в прошлом одно из туранских племен Ср. Азии, но по обстоятельствам судьбы оказавшееся в степях Центральной Азии. Смена языка в истории явление нередкое. Не стали исключением и хунну. По-видимому, изначально их было немного, но войны и победы вывели их на авансцену истории. На рубеже Ш-II тыс. до н.э. они одолели юечжей и стали владыками центральноазиатских степей. Этот момент стал переломным в истории плиточников. Их древние родовые обычаи исчезли, но объявились новые общеимперские, тон в котором стали задавать тюркоязычные хунну. Из анализа немногих сохранившихся слов следует, что в их речи переплетались тюркские и иранские слова, причем последние имели отношение воинские титулы. Мнение, что это могло быть наследием юечжей, которым они  некогда подчинялись, выглядит спорным.

Алтай и прилегающие к нему земли, с которыми связывают происхождение тюркского этноса, вероятнее всего, занимали не они, а их генетические родичи самодийцы. Они также потомки бореальных культур (гапло Q, N и R1a1a), но носители другого языка, угорского по определению.  

Потомки.

В годы Великого переселения народов носители гаплогрупп Q и N (нас больше интересует Q) были увлечены миграционными потоками на запад. Но не все из них имели отношение к пратюркам. Те из них, что ушли с ираноязычными кочевниками Алтая (пазырыкцами) тяготели к самодийцам.  Это следует из ДНК-анализа пазырыкских мумий: принцессы Алтая и «Рыжего воина»,  В числе юечжей Восточного Туркестана также были люди монголоидного облика (их изо в Тайной истории татар), но их этническое происхождение не ясно. Отталкиваясь от современной структуры гаплогрупп можно предположить, что это могли быть носители гаплогрупп Q, O, P, F, R2.  

Но основная их масса мигрировала в 155 году на запад с составе гуннской орды.Через 200 лет они объявились в Европе.  Прошло еще почти две тысячи лет и их следы обнаружили генетики среди населения Восточной и Центральной Европы (внизу на карте).

Расселение носителей гапло Q в Европе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *