Сегодня отмечается 115-ая годовщина со дня прибытия в Верхнеудинск (Улан-Удэ) первого поезда

Первый поезд в Верхнеудинске сделал город перекрёстком дорог. Событие, произошедшее 115 лет назад, 27 августа 1899 года (15 августа по старому стилю), в корне изменило историю купеческого Верхнеудинска и предопределило его дальнейшую судьбу. В тот обычный летний день из Мысовой в Верхнеудинск прибыл первый железнодорожный поезд, ознаменовав собой окончание строительства этого участка Транссиба, пишет сегодня еженедельник «Аргументы и факты».

Трудные вёрсты

Можно смело предположить, что о приличных путях сообщения мечтали ещё первые покорители Сибири – и одолевший хана Кучума Ермак Тимофеев, и достигший Охотского моря Иван Москвитин, и открывший озеро Байкал Иван Курбатов. Железная (а в то время и любая другая) дорога избавила бы исследователей от трудностей передвижения. Это сейчас поезд умчит на любую станцию, а когда-то путешествия в Сибирь требовали больших хлопот и недюжинной выдержки. Целых два года добирались до Верхнеудинска участники Второй Камчатской экспедиции, учёные Петербургской Академии наук. Они выехали в далёкий сибирский поход из северной столицы 8 августа 1733 года, а в Верхнеудинск прибыли только 17 августа 1735 года. Впрочем, будь тогда проложена стальная магистраль –и научных открытий было бы меньше, чем в пешеконном пути. И всё же трудно представить, как преодолевали тысячевёрстные расстояния путешественники прошлого.

Не упустить возможности

Всё стало на свои места с появлением Великого Сибирского пути, о сооружении которого задумывались и в Верхнеудинске. За 15 лет до того, как Император Александр III подписал рескрипт о сооружении Транссибирской магистрали, словосочетание «железная дорога»  потреблялось в годовом отчёте Верхнеудинской городской управы. В пункте «Общественное благоустройство» «Годового отчёта Управы о натуральных земельных повинностях, статистических сведениях о количестве фабрик, заводов, жителей, церквей, соборов и обороте торговли» за 1876 год значилось: «железных и шоссейных дорог по главным трактам в границах города Верхнеудинска нет». Докладывая об отсутствии железной дороги, авторы отчёта понимали важность её наличия. На это указывает ещё одно архивное дело, начатое 24 сентября 1887 года. Оно называется «О возбуждении ходатайства о проведении имеющейся строиться в Забайкальской области железной дороги через город Верхнеудинск».

Самый первый документ этого дела представляет многогранный интерес – от сугубо научного до совершенно обывательского. Это протокол заседания Верхнеудинской Городской Думы, состоявшегося 24 сентября 1887 года, практически одновременно с началом первой экспедиции по рекогносцировке линии будущей железной дороги. Исправлявший должность Городского головы Никита Сергеевич Нелюбов рассказал собранию о новостях, узнанных им из «вполне компетентных источников»: «Вопрос о постройке сибирских железных дорог, и в том числе Забайкальской,  окончательно вырешен в Правительственных сферах, и изыскания и сама постройка будут производиться в непродолжительном времени».

После доклада Н.С. Нелюбов выступил с предложением: «не сочтет ли Городская Дума необходимым и своевременным ходатайствовать перед Правительством о проведении Забайкальской железной дороги через Верхнеудинск». В отличие от некоторых западных скептиков, участники заседания понимали – не подняв вовремя вопрос о прокладке Сибирской железной дороги через Верхнеудинск, могли безвозвратно упустить возможность иметь в городе важнейший путь сообщения. Без него город проиграл бы в стратегическом, экономическом, политическом отношениях.


Поэтому Дума высказывала резонные опасения за судьбу города в случае, если магистраль не будет проложена через Верхнеудинск.  И спустя восемь месяцев, 15 апреля 1888 года, состоялся выбор места, «наиболее удобного для устройства станции в г. Верхнеудинске для будущей Забайкальской железной дороги». Изыскания закончились в1894 году, а осенью 1895- го началось строительство железнодорожной линии. Приходилось преодолевать
массу трудностей, но первостроители справились с суровыми жизненными и природными обстоятельствами.

 «Поздравляю этим важным событием…»

В 1899 году, когда в Верхнеудинск прибыл первый поезд, здесь уже были паровозное депо, телеграф,  амбулатория и другие железнодорожные структурные единицы. К событию готовился весь город, заблаговременно украшенный флагами и иллюминацией. В полдень 15 августа на перроне и возле вокзала «толпилась самая разнообразная толпа лиц разных полов, возрастов и состояний, одетых в праздничные наряды. Нужно считать эту толпу несколькими тысячами», – писали месяц спустя «Забайкальские областные ведомости». К часу дня поезд, декорированный зеленью и цветами, плавно подошёл к перрону под музыку «Коль славен». Мужчины сняли головные уборы. Когда поезд остановился, из вагона в сопровождении коллег вышел начальник четвёртого участка сооружения Забайкальской железной дороги Павел Александрович Гетье.

Хлеб-соль, согласно русскому обычаю, железнодорожникам преподнёс Городской голова Пётр Тивуртиевич Трунёв, окружённый городскими гласными и членами управы. Духовенство отслужило торжественный молебен. «Затем проследовало церемониальное движение поезда под звуки музыки, при этом супруга начальника участка М.П. Гетье перерезала изящный барьер из лент, преграждающий путь поезду». После официальной церемонии встречи поезда городское общество и гости направились в общественное собрание, где был дан торжественный завтрак на 70 персон. В тот же день П.А. Гетье и П.Т. Трунёв направили в Читу две телеграммы – Приамурскому генерал-губернатору Н.И. Гродекову и Военному губернатору Забайкальской области Е.И. Мациевскому. Получив поздравления по случаю прибытия поезда, оба адресата не замедлили с ответом. Н.И. Гродеков телеграфировал: «Благодарю за радостное известие. Поздравляю этим важным событием». Вторая телеграмма гласила: «Благодарю за память. Радуюсь вместе Верхнеудинцами. Мациевской…» Сейчас железнодорожный поезд уже не вызывает того неизведанного волнения, которым были наполнены эмоции горожан больше века тому назад. В наши дни десятки грузовых и пассажирских составов ежедневно прибывают в Улан-Удэ и отправляются дальше по Транссибирской магистрали. Но живёт в стальных исполинах железнодорожная романтика – высокое ощущение движения, мощи, прогресса. В этом особая сила Великого Сибирского пути, по которому 115 лет назад прибыл в Верхнеудинск первый поезд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *