Загадочные блоки Пума-Пунку

Знаменитый археологический комплекс Тиауанако в Боливии ныне представляет из себя две обособленные зоны. Значительная часть мегалитических сооружений сконцентрирована в единой – основной зоне, отдельно от которой – примерно на расстоянии восьми сотен метров – располагается объект под названием Пума-Пунку.

В том же, что мы имеем дело со следами именно высоко развитой в техническом отношении цивилизации (причем очень высоко развитой), в Пума-Пунку сомнений не возникает абсолютно никаких. Те образцы обработки камня, которые находятся здесь, выходят за все мыслимые рамки возможностей тех простейших технологий и инструментов, которые имелись у индейцев Южной Америки, равно как и за рамки возможностей вообще ручной обработки.

Так как письменные источники времён строительства комплекса отсутствуют, о его исходном культурном и духовном значении можно лишь догадываться. В этой связи принято считать, что область Пума Пунку и Тиуанако служило своего рода религиозным центром андского мира.

Интересно также, что в раскопках окрестностей Пума Пунку в 50-х годах XX века был найден такой неуместный артефакт, как керамическая чаша — Фуэнте Магна, содержащая раннюю шумерскую клинопись. В настоящее время она хранится в Музее драгоценных металлов в Ла-Пасе.

Применение методов магнитометрии, электрической проводимости и сейсморазведки позволили установить, что в радиусе одного километра от комплекса имеются скрытые под землёй остатки различных строений, мостовых и даже водопроводов

Довольно длительное время на Пума-Пунку не проводилось масштабных археологических работ. Все это время исследователи могли видеть лишь незначительную часть конструкций, которая не давала сколь-нибудь полного представления об исходном виде сооружения.

В ходе же раскопок, начатых ближе к концу ХХ века и периодически продолжающихся до сих пор, удалось примерно восстановить исходный облик Пума-Пунку. С момента открытия Пума Пунку одним из важнейших предметов исследования было определение возраста комплекса. Этим, в частности, занимались такие исследователи Андских культур, как Исбел В. Х. (Isbell W. H.) и Вранич А. (Vranich. A.. Анализнижнего слоя насыпи Пума Пунку определил, что начало работ на первом из трех строительных этапов произошло в 536—600 годы н. э. 

Как указывалось выше, самым крупным каменным монолитом Пума Пунку является блок красного песчаника приблизительным весом в 131 тонну и размерами 7,81 м х 5,17 м х 1,07 м. Второй по размеру блок — примерным весом 85,2 тонны и размерами 7,9 м х 2,5 м х 1,86 м. Оба этих монолита входят в состав «Платформы Литица». Детальные исследования образцов каменной кладки Пума Пунку и камней из окружающих месторождений определили, что блоки красного песчаника доставлялись из карьера с расстояния в 10 километров, а меньшие блоки андезита транспортировались с расстояний приблизительно в 90 км. Имеется ряд теорий, описывающих доставку камней из карьеров, но ни одна из них не является общепризнанной.

Каменные блоки комплекса обрабатывались таким образом, что форма и качество поверхности позволяли стыковать их между собой без использования цементных растворов, являясь как бы элементами своего рода Лего.

Отметим, что точность выполнения сопряжений свидетельствует о серьёзных знаниях в части начертательной геометрии и владении потерянными ныне технологиями обработки камня. В зазор многих блоков не входит даже бритвенное лезвие.

Во-первых, основная масса блоков выполнена весьма качественно в форме прямоугольных параллелепипедов с очень ровными – порой даже отшлифованными – гранями. Однако то тут, то там в кладке встречаются блоки, которые либо с торцевой, либо с верхней стороны ровных граней не имеют – они как будто не обработаны до конца.

Среди блоков Пума Пунку имеется значительное число взаимозаменяемых типовых элементов. Это, по всей видимости, было следствием их массового производства, что технологически опережало будущих местных жителей на многие столетия. Откопанные в наше время и установленные рядами блоки Пума Пунку очень напоминают склад готовой продукции современного завода железобетонных конструкций. Только на заводе изделия льют из бетона, а камни Пума Пунко каким-то образом обрабатывали в твёрдом состоянии и даже выполняли в них глухие отверстия сложной формы.

Необходимо отметить использование ][-образных стяжек, изготовленных из уникального соединения бронзы, никеля и мышьяка. Они применялись для дополнительного крепления каменных блоков между собой. Видимо, для повышения прочности изготавливались такие стяжки методом ковки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *