Жизнь и смерть Гомбо Цыдынжапова — человека, чье имя носит Театр Оперы и балета
К открытию 75-го театрального сезона
Бурятский Государственный Театр Оперы и балета носит имя Гомбо Цыдынжапова. Его имя было хорошо известно в Бурятии в 50-70-е годы, но сейчас немногие помнят и знают, кем был этот человек и что он сделал для искусства республики. Этот рассказ о человеке, который по праву упоминается одним из первых в ряду создателей бурятского национального искусства.

Детство и юность
Родился Гомбо Цыдынжапов в мае 1905 года, в улусе Баргузинского района, в семье ламы. Будучи ребенком, его отдали в Анинский дацан, на обучение. Хувараком маленький Гомбо пробыл семь лет. Учить тибетский и старомонгольский, знать наизусть многие тексты молитв, было для мальчика невыносимым занятием и в 12 лет сбегает из монастыря. Единственное, что мальчик выучился делать хорошо, это играть на бишхуре. Все время пребывания хувараком он не расставался с инструментом. Дома мальчика ждало огромное потрясение — за время его отсутствия умерла его мать, а отец сильно ругал его за побег. Гомбо долго и горько плакал, говорил, что хочет учиться в
русской школе и носить «ород хубсаhан» — русскую одежду. Отец сжалился над сыном и не заставил его вернуться в дацан. Как раз в то время началась революция и кто знает, как бы сложилась судьба мальчика останься он учиться в дацане, ведь многие ламы того дацана были расстреляны.
В 1925 году, Гомбо взял у отца платье хуварака и отправился в Верхнеудинск — учиться. Он поступил в Бурпедтехникум. Отец забил двух коров, бычка, несколько баранов и кур, продал мясо в Баргузине и, как мог, помогал сыну. По окончании техникума в 1929 году Цыдынжапов был назначен инструктором Дома творчества и часто ездил по районам республики и по всей Восточной Сибири выискивая талантливую молодежь. В училище Гомбо играл на двухальтовой домре.
— Я играл и на двухрядной гармошке, а также на скрипке, — вспоминал Цыдынжапов, — в русских селах молодежь до утра танцевала под мою двухрядку, а в бурятских водили ехор. В одной из таких поездок он встретил свою будущую жену — Раису.
Режиссер, основатель театра, педагог.
В 1931 году Цыдынжапов был принят на режиссерско-педагогический факультет Государственного института Театра имени Станиславского в Москве, в группу известных педагогов мхатовской школы И.Судакова и М.Раевского. Во время практики в 1933 году Цыдынжапов осуществляет свою первую постановку — пьесу «Из искры — пламя» Хоца Намсараева. По окончании института Цыдынжапов ставит еще несколько пьес, впервые прикасаясь и к классике («Тартюф» Мольера и «Отелло» Шекспира).
Молодой режиссер с большим увлечением, самоотдачей работает над созданием сценического танца бурят и подготавливает большую хореографическую программу, которая имела огромный успех. Это был первый выход бурятского народного танца на большую театральную сцену и первый шаг к рождению национального балета.
В начале лета 1938 года Цыдынжапов осуществил первую постановку музыкальной драмы «Баир», написанную им в содружестве с поэтом Дашинимаевым и поэтом Шадаевым. Пьеса была с огромным успехом показана на 1 декаде искусства Бурятии в Москве, в 1940 году. К постановке танца мистерии Цам в спектакле Цыдынжапов привлек молодого Игоря Моисеева. Эта постановка была одной из важных вех в создании в республике музыкального театра. По итогам декады музыкально-драматическому театру Бурятии был вручен орден Ленина, и такой же орден был вручен лично Гомбо Цыдынжапову, которому также было присвоено звание народного артиста СССР.
Оперный театр
В 1939 году Цыдынжапов взялся за исполнение своей давней мечты — построить театр. По его личной инициативе и по заказу правительства республики, архитекторы А.Н. Федоров и И.Г.Буров взялись за проектирование здания. Сначала они изготовили макет и выставили его для показа и обсуждения (сейчас макет хранится в музее театра), и после обсуждения начались предварительные работы. Большую полемику вызвал выбор места под строительство. По настоянию Цыдынжапова, решили, что театр должен быть в центре, лучше на площади Советов. Жилой дом, который находился на месте, где сейчас стоит театр, перенесли к Удинскому мосту. Но, только приступили к строительству, как началась война.
Возобновилось строительство в 1946 году, после долгих хождений Цыдынжапова по коридорам Кремля. Например, с тогдашним заместителем Председателя Совета Министров СССР Ворошиловым он встречался по этому вопросу пять раз. Будучи в то время заместителем Председателя Совета Министров БурАССР, он оказывал строительству посильную помощь. Работы велись в сжатые сроки силами лучших местных мастеров и японских военнопленных, самой современной техникой того времени. Это строительство обошлось государству в 5 миллионов рублей. И это несмотря на трудности послевоенного времени. Одних проводов вмонтировано в полы и стены здания 28 тысяч метров. 55 тысяч яиц потребовалось для росписи стен и потолка театра, когда художники использовали многовековую традицию росписи стен в церквях. Для этого на фабрике Бабаева в Москве нанимали работниц, чтобы они вручную отделяли нужный белок от желтка. Декоративный занавес делали в Москве на фабрике художественных знамен, бронзовые украшения — люстры, бра, фигурные решетки — в Улан-Удэ. Для этих и многих-многих других работ Цыдынжапов находил людей-умельцев и договаривался с ними. Например, скульптурную группу всадников на фронтоне, после долгих мытарств, отлили в небольшой промартели им. Кирова (завод им. Кирова). В 1952 году строительство театра было завершено. Очень многие люди, и по сей день, называют помещение театра уникальным произведением искусства. Тогда же, в 1952 году, среди деятелей искусств, родилась шутка: «Театр готов, теперь к нему нужно построить город».
Разделение по живому
В 1949 году Бурятский музыкально-драматический театр, где главным режиссером был Цыдынжапов, разделился на Оперный театр и драматический театр. Драматической труппе артистов было объявлено, что они вольются в состав Республиканского колхозно-совхозного театра, который тогда не имел ни материальной базы, ни помещения, ни финансового обеспечения. Из театра вынуждены были уйти замечательные мастера — Н.Гендунова, М.Степанова, Ж.Пагбаин, Ч.Генинов, В.Халматов и другие. Разделение театра чуть было не привело к уничтожению национального драматического театра. Многие из вышеперечисленных деятелей, брошенные тогда на произвол судьбы, не могли простить Цыдынжапову этого разделения до конца своих дней. Сейчас трудно представить всего накала той ситуации — там были и собрания, и жалобы, и слезы, и обвинения, и увещевания, но главный режиссер обошелся без сантиментов и разрезал почти по живому.
Этот, мягко говоря, некрасивый поступок Цыдынжапова, можно объяснить достаточно просто — достаточно вспомнить какая тогда была эпоха. В стране в самом разгаре был «культ личности», еще продолжались доносы и аресты и у Цыдынжапова легко могли спросить: «На что были потрачены огромные народные деньги?». Невнятный ответ, угрожал Цыдынжапову самыми печальными последствиями. Чтобы отчитаться за средства, которые он с таким упорством выбивал, главному режиссеру нужно было срочно поднимать национальный балет и оперу, то есть те жанры, которые и дали название новому театру. В тот момент драматическая труппа воспринималась, как ненужный балласт. В короткие сроки были поставлены и показаны шедевры оперной классики — «Евгений Онегин», «Русалка», «Фауст» и первые балетные спектакли — «Бахчисарайский фонтан» и «Тщетная предосторожность». Были предприняты энергичные меры по подготовке кадров национальных певцов и артистов балета. И можно с уверенностью сказать, что не будь Цыдынжапова не было бы у нас такого Оперного театра и многие звезды оперы и балета, которыми мы сейчас гордимся, занимались бы в этой жизни чем-то другим.
По его инициативе на учебу в консерватории и училища Москвы и Ленинграда, поехали Л.Линховоин, В.Манкетов, Г.Синюшкин, Д.Кыштымова, П.Абашеев и многие-многие другие известные в Бурятии певцы, танцоры и музыканты. А драматический театр Бурятии, решением Правительства Бурятии, возродился практически с нуля в 1950 году, на базе ДК им.Серова. Но, это, как говорится, совсем другая история.
Вся жизнь — театр
В 50-е годы, как режиссер, Цыдынжапов осуществляет ряд оперных постановок, среди них: «На Байкале» Л.Книппера, «У подножья Саян» С.Ряузова, «В бурю» Т.Хренникова, «Иван Сусанин» И.Глинки и другие. Как художественный руководитель, он провел огромную организаторскую работу по подготовке театра к творческому отчету на второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве (1959).
Активно привлекал к работе в театре и выдающихся деятеле культуры, режиссеров Канина и Туманова, композитора М. Фролова и Л.Книппера, дирижера М.Бухбиндера и других. Также Цыдынжапов является и одним из основателей хореографического училища. Вообще, изучая биографию жизни этого человека, можно только удивляться, как много он успел сделать. Это тот случай, когда о человеке очень трудно рассказать коротко. Он был и режиссером, и драматургом, и общественным деятелем, и строителем, и писателем, и артистом, и музыкантом. А в свободное время любил заниматься охотой и кулинарией. Он даже написал книгу «Бурятская кухня», которая выдержала три издания. Люди, которые знали Цыдынжапова поражались его энергии, темпераменту, настойчивости, трудо и жизнелюбию. Глубокое знание своих национальных корней, знание традиций, обычаев, песен и танцев своего народа помогло ему в его работе.
Работа в кино
Многое сделал Цыдынжапов и в кинематографе. Он выступил, как один из авторов сценария кинофильма «Золотой дом» (соавторы Д.Батожабай, В.Ежов),поставленного на Мосфильме в 1959 году. В этой ленте он участвует и как актер в сценах богослужения в дацане. Снимался Цыдынжапов и в фильмах «Случай в тайге», «Кочующий фронт», «Последний угон». В этих фильмах он сыграл небольшие, но запоминающиеся роли. Снялся Цыдынжапов также в фильме «Хозяин Красных гор» Челябинской студии телевидения, где сыграл роль охотника Ильяшева. Сам Цыдынжапов с удовольствием вспоминал работу в этом фильме.
Занавес
По свидетельству народного художника Бурятии Шестаковой, жизнь Цыдынжапова завершилась как-то очень грустно. Внимания к нему в конце 70-х годов уже никто не проявлял. Умер Гомбо Цыдынжапов в середине апреля 1980 года, не дожив до своего 75-летия 20 дней.
Вот, что говорили о Цыдынжапове наши прославленные солисты балета, памятник, которым стоит теперь с левой стороны театра.
Лариса Сахьянова:
— Я считаю, что Бурятии повезло в том, что у истоков зарождения профессионального искусства стоял человек такого масштаба, как Г.Ц. Цыдынжапов. Велик его вклад в развитие бурятского национального искусства. И хотелось бы, чтобы потомки знали и
помнили его.
Петр Абашеев:
— В моей жизни было много замечательных людей, которым я обязан, но самым замечательным из них был Г.Ц.Цыдынжапов. Без его влияния, возможно, совсем иначе сложилась бы моя актерская судьба.